22:58 Возможна ли демократия в Церкви Бога? |
Россия последние 100 лет по крайней мере не являет собой пример демократического государства по сути, у нас принято верить в доброго царя (президента, премьер-министра) и нечестных бояр (депутатов и прочих чиновников). У нас принято, что "за нас всё решили" и "чего там лезть".
Но давайте посмотрим, как это может отражаться в Церкви, которая является частью российского общества. Если приглядеться, то видны те же самые тенденции: лидерство практически несменяемо, рядовому члену Церкви трудно донести свои идеи до верхушки, стратегия развития, да и тактика не оглашаются широким массам, многие важные для сообщества верующих решения (организационные и финансовые) принимаются кулуарно, обсуждения идут в узком кругу, а остальным выдаются готовые решения. В традиционных церквях это закостенело за столетия, но почему так происходит с молодыми религиозными движениями, какое отношение к этому правильное? Посмотрим один пример из Библии, который произошёл с Моисеем: 5 Иофор пришёл к Моисею, когда тот поставил стан в пустыне у горы Божьей, с женой Моисея и его двумя сыновьями. 6 "Я тесть твой, Иофор, сказал он, и веду к тебе твою жену и её двоих сыновей". 7 Моисей вышел навстречу своему тестю, поклонился ему и поцеловал его. Мужчины спросили друг друга о здоровье, а потом вошли в шатёр Моисея, чтобы продолжить разговор. 8 Моисей рассказал Иофору обо всём, что Господь сделал для израильского народа, рассказал обо всём, что Господь сделал с фараоном и с египетским народом, рассказал также и о трудностях, которые были у них в пути, и ещё рассказал ему о том, как Господь спасал народ Израиля всякий раз, когда они попадали в беду. 9 Иофор обрадовался, услышав обо всём хорошем, что Господь сделал для Израиля, и радовался, что Господь освободил израильский народ от египтян. 10 Иофор сказал: "Хвала Господу! Он освободил вас из-под власти Египта, спас от фараона. 11 И теперь я знаю, что Господь превосходит всех богов. Они считали, что всё подвластно им, но смотрите, что сотворил Бог!" 12 Иофор принёс жертвы и приношения в честь Бога, а потом пришёл Аарон со всеми израильскими старейшинами, и они стали вместе с тестем Моисея есть перед Богом. 13 На следующий день у Моисея было особое дело судить народ, и народу пришлось стоять перед Моисеем весь день. 14 Увидев, что Моисей судит народ, Иофор спросил: "Что это ты делаешь? Почему ты один судишь, и почему к тебе весь день идут люди?" 15 Моисей ответил тестю: "Люди приходят ко мне просить, чтобы Бог разрешил их споры. 16 Когда между ними случаются споры, они приходят ко мне, и я решаю, кто прав, и так учу людей закону Божьему и уставам Его". 17 Но тесть Моисея сказал ему: "Так делать не следует, 18 это слишком тяжёлое дело для тебя одного. Ты не можешь делать его один, оно и тебя изнуряет и народ! 19 Послушай меня, позволь дать тебе совет: я молю Бога, чтобы Он был с тобой, ты же должен продолжать выслушивать людей о том, какие у них трудности, и должен продолжать говорить обо всём этом с Богом, 20 но ты должен научить этих людей закону Божьему и уставам Его. Предупреди их, чтобы они не нарушали закон, объясни, как нужно правильно жить, скажи им, что они должны делать. 21 И выбери некоторых из этих людей судьями и начальниками. Выбери хороших людей, неподкупных и почитающих Бога, и поставь этих людей над народом пусть они будут главными над тысячей, над сотней, над пятьюдесятью и даже над десятью, 22 и пусть они судят людей. Если дело очень важное, то пусть придут к тебе, и ты рассудишь, как поступить, остальные же дела они могут решать сами. Тогда эти люди разделят с тобой труд, и тебе будет легче вести за собой народ. 23 Если сделаешь это и если Господу будет угодно, ты сможешь делать своё дело, люди же будут уходить домой с миром". 24 Моисей последовал совету Иофора: 25 выбрав хороших людей из числа израильского народа, он поставил их главными над тысячей человек, над сотней, над пятьюдесятью и над десятью. 26 Эти люди были судьями народа, и народ мог всегда придти к ним со своими разногласиями, Моисей же решал только самые важные дела. 27 Спустя некоторое время Моисей простился со своим тестем Иофором, и тот возвратился к себе домой. (Исх 18:5-27) Как мы видим, Моисей поступил, как истинный демократ - выслушал "глас народа - глас Божий" и последовал разумному совету. Какие полезные уроки можно извлечь из этой истории: 1. Нужно не бояться говорить лидерству о том, что они делают неправильно. Многие просто боятся подойти и заговорить о чём-либо, считая себя несведующими или недуховными. Это просто одно из проявлений гордости. Нужно просто сказать себе: "Так будет лучше для Церкви!" - и вперёд! Мы все люди и часто не видим своих ошибок и недостатков. 2. Делегирование полномочий. Есть две крайности в среде служителей - брать всё на себя и пускать многие моменты на самотёк. Мне кажется, здесь Иофор посоветовал Моисею очень важную вещь - люди должны быть вовлечены. Чем больше людей участвует в жизни Церкви, тем Церковь богаче духовно, тем ярче здесь горит дух служения и самоотдачи. У каждого человека есть свои дары, долг лидера не обладать всеми дарами, а уметь организовывать людей так, чтобы они могли реализовать свои таланты на служение Богу. Ошибочно считать, что если человек может хорошо благовествовать (что считается признаком духовности), то он и организатор хороший и проповеди может прекрасно делать. Это бывает, но не всегда. 3. Выборы. Мне кажется, очень важно, чтобы все члены Церкви участвовали в назначении управленцев (или епископов, дьяконов и т.п.). Также мне кажется важным, чтобы лидерство менялось хотя бы раз в 2-3 года, а может быть и чаще. Вспомните, что Бог сначала выбрал Саула (1 Царств), а потом, когда тот не справился, поставил Давида на царство над Израилем. Мы можем слышать разговоры, что в нашей общине что-то не то происходит, нам хочется чего-то другого. Хорошо бы на собрании раздать каждому по бумажке с одним вопросом: "Нравится тебе нынешнее состояние общины или нет?" Если что-то не нравится, написать, также написать, если что-то нравится. Если больше половины общины скажет, что скорее состояние общины не нравится, то нужно менять лидерство. А по записям положительных и негативных моментов новое лидерство сможет понять курс дальнейшего развития. Также было бы здорово выбирать служителей из числа кандидатов, которых тоже можно написать на собрании. По сути это дело 10-15 минут, но люди уже будут чувствовать вовлечённость в общие дела. Конечно, эти идеи, особенно последняя кажется неприменимыми к Церкви, однако, если Церковь хочет быть современной и развивающейся, почему в ней не произвести такие демократические преобразования? |
|
Всего комментариев: 1 | ||
| ||